Целевая модель наставничества разработана в целях достижения контрольных точек федеральных проектов «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы» и Национального проекта «Образование» и регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием наставнических программ в субъектах Российской Федерации в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного образования детей и взрослых, воспитания в рамках полномочий Министерства просвещения России.
Наставничество
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта и знаний от наставника к наставляемому через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции.
Ответственный за организацию наставничества
Королева Наталья Николаевна
Заместитель директора по УВР
Телефон:
Почта:
Часы приема:
Пн-пт 8:00-17:00
В России декабре 2019 года утверждена методология (целевая модель) наставничества обучающихся. Реализация данной модели направлена на обеспечение достижения сквозного результата федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» и предусматривает вовлечение в различные формы сопровождения и наставничества не менее 70% обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования.
Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта.
Форма наставничества — способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор — сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества.
МЕРОПРИЯТИЯ ГОДА
- Торжественное открытие Года учителя и наставника (февраль)
- Международный салон образования (Москва и регионы) (февраль)
- Главный профессиональный конкурс «Учитель года» («Учитель года России») (март)
- Летний фестиваль наставничества
- Форум классных руководителей
- Большой педагогический диктант (сентябрь)
- Всероссийский урок Года учителя и наставника (сентябрь)
- Большая учительская неделя (октябрь)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ
- Учитель года
- Воспитатель года
- Педагог-психолог года
- Учитель-дефектолог года
- Сердце отдаю детям
- Состязания для педагогов начальных классов «Первый учитель»
ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЕЙ
- расширение грантовых возможностей
- сокращение бюрократической нагрузки
- внимание педагогическим династиям
- создание фильмов о знаменитых педагогах
- прорабатывается вопрос об особом статусе педагога
- продолжится реализация нацпроекта «Образование» в плане оснащения школ современным оборудованием, учебниками, программами
Нормативно-правовые акты федерального, регионального, муниципального, институциального уровней в сфере наставничества
Наименование документа |
Электронная ссылка |
Федеральный уровень |
|
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» |
|
Письмо Министерства просвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися») |
|
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (2021 г.) |
|
Региональный уровень |
|
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29.05.2017 № 239 "О наставничестве в образовательных организациях, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики» |
|
Приказ по основной деятельности № 255 от 16.02.2022 «Об организации работы по внедрению Региональной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в образовательных организациях Удмуртской Республики» |
|
Муниципальный уровень |
|
Приказ и положение "О сетевом наставничестве" |
|
Приказ Управления образования «Об организации работы по внедрению Муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в муниципальных образовательных организациях» |
Целевые показатели реализации программы наставничества МОУ "Ключевская СОШ"
- Количество утвержденных персонализированных программ наставничества педагогических работников в ОО
- 3 педагога
- Доля педагогов (молодых специалистов) МОУ Ключевская СОШ, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого
- 3 педагога
- Доля педагогов ОО, вошедших в программы наставничества в роли наставника от общего числа педагогических работников ОО
- педагоги-наставники - 3 (15%)
- Количество наставников из числа сотрудников предприятий и организаций
- 1
- Уровень удовлетворенности наставников участием в программах наставничества
- 100%
- Уровень удовлетворенности наставляемых участием в программах наставничества
- 100%
- Доля детей и подростков в возрасте от 15 до 19 лет, вошедших в программы наставничества в роли наставника от общего количеста детей и подростков в возрасте от 15 до 19 лет в ОО
- 1 обучающийся (7%)
Новости
«Россия математическая: профессиональные траектории»
Герои не носят плащи
Всемирный день ребенка
Акция день памяти жертв ДТП
Материалы по результатам внутреннего мониторинга реализации целевой модели наставничества (отчеты, аналитические материалы, статистическая информация)
Материалы по результатам внутреннего мониторинга реализации целевой модели наставничества будут предоставлены в мае 2025 года по итогам отчетов, аналитических материалов, статистической информации.
Лучшие кейсы персонализированных программ наставничества педагогических работников, лучшие практики системы наставничества
Кейсы персонализированных программ наставничества педагогических работников, лучшие практики системы наставничества будут сформированы по итогам учебного года.